История возникновения и создания кованых оград
История возникновения и создания кованых оград
ВЯЗЬ ВРЕМЕН
Едва древний человек возвести свое собственное жилище, возникла насущная потребность - защитить его от вторжения врага. Ведущей забором, наверное, была груда камней, сложенная вокруг заселенной территрии, а деревянный частокол, абсолютно загораживающий дом от зарубежного мира, много веков спустя трансформировался в изысканную решетку ...
Мой дом - моя крепость
Сегодня в моде частное возведение. Каждый домовладелец мечтает сделать что-то смелое: определить сложные решетки на окнах или оградить свое жилище забором с необычным орнаментом.
Имея хороший особняк, не стоит экономить не решетках. Ремесленные поделки посредственного дизайна и низкого уровня исполнения будут портить настроение не едва вам, но и прохожим. Обратитесь к настоящим профессионалам - и вы сможете получить целый комплекс украшений для вашего дома: начиная от ворот и калитки, сочетающихся с узорными секциями заборы, до созвучных им оконных, балконных решеток, коньков на крыше. Целое это придаст вашему жилищу единственный индивидуальный стиль, элегантный облик и поддержу идеально вписаться в городскую среду.
Если же вы постановить ограничиться едва оконными решетками помните - перед вами задача не меньше серьезная. Как-никак престижный фасад - это лик всякий фирмы, офиса. Гораздо приятнее смотрится окно с благородной кованой решеткой: сразу возникает желание остановиться, задержать на ней свой взгляд, а это уже ведущий шаг на пути к тому, чтобы потенциальный клиент зашел именно к вам.
Вернемся к забору, которая должна быть красивой и в то же время мощной и крепкой. Это ведущий рубеж на пути к вашей крепости. И настоящее желание каждого домовладельца - требовать от решетки не едва эстетических, но и защитных качеств. При выборе декора вытекает избегать деталей, которые поддержам перелезть через забор. Разумно на наружной кромке разместить острые элементы с частотой, не позволяющей поставить меж ними ногу.
При оформлении заборы не стоит забывать о российской действительности: ведь декоративные элементы из цветного металла могут стать добычей наших не в меру предприимчивых сограждан. Имеет смысл позаботиться и о том, чтобы нижняя кромка решетки была заглублена в землю, - таковым образом вы предотвратите подкоп.
Невские шедевры
"Я к розам хочу в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из заборов...", - писала Анна Ахматова. По богатству художественного металла Арктическая столица не имеет себе равных. И, говоря о решетках, нельзя не упомянуть хотя бы несколько петербургских шедевров.
Забор Летнего сада... 36 розово-пепельных колонн, увенчанных вазами и урнами, чередуются с железными звеньями черно-золотой решетки, сооруженной в 1770-1784 годах по проекту Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова. Звенья решетки, поражающие легкостью, строгостью и гармоничностью, выкованы тульскими кузнецами, а гранитные колонны - труд каменотесов из села Путилова, расположенного близ Петербурга.
А вот забор Храма Воскресения Христова. Причудливый и очень красивый рисунок из кованых звеньев с крупным растительным орнаментом нетривиален для раннего модерна. Звенья расположены меж монументальными цилиндрическими столбами с красивым декором. Целым знаком сквер на площади Островского. Его окружает забор с простым рисунком, звенья которой крепятся к цилиндрическим стойкам. По верху решетки - наконечники пик. Забор была установлена в 1873 году одновременно с памятником Екатерине II, возвышающимся в центре сквера.
Двадцать девять одинаковых львов, держащих в зубах тяжелые чугунные кандалы, выстроились вдоль Свердловской набережной. Они сидят на пьедесталах квадратного сечения, попирающих фундамент из пудостского камня. В Петербурге много каменных и чугунных львов, но в таковом количестве они представлены едва в этой забору. За львами, отделяя их от дома, стоит простая решетка из вертикальных прутьев.
В 1850 году по проекту инженера С.В. Кербедза был построен ведущий постоянный мост через Неву. Сначала его называли Благовещенским, а с 1855 года - Николаевским. Сегодня он носит имя Лейтенанта Шмидта. На мосту была установлена интересная по рисунку решетка, спроектированная архитектором А.П. Брюлловым. В композицию введена аллегория морской стихии: ряд ажурных чугунных секций меж прозрачными стойками, узор в внешнего вида трезубца Нептуна с пальметтой, с двух сторон фантастические морские коньки с хвостами, вплетенными в растительный орнамент. Закрытое пространство стоек заполнено видами сосудов, различных по высоте и форме.
Очень красивы решетки Литейного моста. Чугунные литые секции меж таковыми же стойками выполнены по рисункам архитектора К.К. Рахау. В рисунке решетки видна тенденция, всеобщая для архитектуры второй половины XIX века: смешение стилей. Так, если меандр, окаймляющий каждое звено, - излюбленный мотив античности, то пышные листья, заполняющие решетку, напоминают декор барокко. В центре секции две русалки держат в десницах щит с гербом Петербурга. Хвосты их вплетены в фигурный растительный орнамент. Просветы в чугунных столбиках заполнены фантастическими морскими животными, спускающимися в водную пучину.
Непревзойденное художественное чугунное литье, напоминающее кружево грациознейшей работы, - отличает решетку Певческого моста. Рисунок выполнен в внешнего вида веера, первым элементом которого являются повторяющиеся пальметты.
Смелый эффект можно наблюдать, проезжая по Тучкову мосту. Решетка заборы моста на ведущий взгляд очень простая. Однако стержни из полос квадратного сечения, переплетаясь определенным образом, образовывают необычную объемную картину. Едешь по мосту - и образовывает впечатление, что забор колышется.
Петербургу скоро исполнится 300 лет. За это время городской металлодекор претерпел изменения - и сегодня многое нуждается в реставрации. К счастью, в Петербурге есть искусные мастера, которые способны дать историческому металлу второе рождение.
Неприступная романская и нарядная барокко.
Самые древние металлические решетки встречаются в культовых сооружениях Англии, Франции и Италии - по сравнению с церковной светская архитектура стояла на значительно более низкой подножки обновления.
Романские решетки ХI-ХII веков собирали из вертикальных прутьев; промежутки меж ними заполнялись симметрично расположенными плоскими спиралями, четырехлепестковыми листьями клевера и другими узорами, не выходящими за пределы рамы решетки. Рамы изготовляли из плоских четырехгранных прутьев, соединенных с помощью связей и стальных прутьев.
В готическую эпоху кроме монументальных церковных заборов из железных прутьев ковали и грациозные грациозные решетки для дарохранительниц. Растительный орнамент часто золотили для усиления декоративного эффекта.
Настоящий расцвет кованых решеток в гражданском возведении относится к эпохе Ренессанса. В Италии широко разворачивается возведение особняков для знати - таковой амплитуда приводит к экономическому и политическому кризису, охватившему эту страну в XVI веке. Темпы городской жизни ослабевают, и представители высшего дворянства уединяются в загородных резиденциях. Появляются необыкновенной красоты заборы, решетки для балконов и перегородок внутри дома, сложные декоративные элементы для украшения частных садов и парков.
Исходным материалом для изготовления решеток обычно служили четырехгранные, круглые и грациозные плоские прутья, а также железные полосы. В эпоху раннего Ренессанса украшениями служили спираль, волюта, плетенка и саблеобразные листья. Прутья, как правило, увенчивали по-разному моделированным листом. Решетку обрабатывали равномерно - не существовало таковых понятий, как парадная и тыльная сторона.
Постепенно декор становился целое более сложным: решетку украшали цветы и листья, бюсты и виды, которые штамповали либо отливали. Наряду с старыми способами соединения элементов решетки (с помощью связей и сквозных прутьев) с временем стали использовать сварку. Решетки окрашивали в яркие цвета, эта традиция сохранялась и в последующих стилевых эпохах вплоть до классицизма.
Решетки становились целое более популярны: они давали вероятность достичь невиданного доселе эффекта - каждый мог полюбоваться с стороны улицы безбедным особняком, а хозяин при этом чувствовал себя защищенным. Кроме того, лучшие макеты сами по себе были настоящими произведениями искусства.
Динамизм, свойственный эпохе барокко, упразднил статические вертикали рамы решетки, и на ведущий план появились сложные подвижные орнаменты. Побеги аканта, пальметты, картуши, волюты, цветы и листва чередуются друг с другом, представляя великолепные сложные заросли. Нельзя не упомянуть об исключительном эффекте перспективных решеток. Благодаря особому расположению решетчатых ворот, приближающемуся зрителю кажется, что перед ним открывается ворота в глубину, замыкаемую порталом.
В эпоху рококо решетчатый орнамент становится филиграннее, исчезают последние признаки члененности и симметрии. Безостановочное движение побегов, гирлянды листьев, цветов и другие мотивы разрушают единую плоскость решетки и выходят за ее пределы.
К концу XVII века горизонтальные и вертикальные линии возвращаются на свои места, архитектоника решеток вновь становится неприступной и ясной.
В РОССИИ начиная с XVII века в крупных городках разворачивается возведение дворцово-парковых ансамблей, и многие кузнечные мастерские переходят на изготовление больших и малых заборов. Старые русские мастера не едва отлично знали технологию, но и обладали большим художественным вкусом. Созданные ими заборы и решетки не терялись на любом фоне, были выразительны в архитектурном окружении и производили впечатление как вблизи, так и на дистанции.
Интересно, что уже с XVII века кованые железные изделия целое чаще вытесняются литыми чугунными. Но и в чугунном кружеве узоров есть своя необъяснимая прелесть. В деснице талантливого профессионала - будь то кузнец или литейщик - всякий металл становится "ручным" и позволяет "лепить" изделие грациознейшей вязи.