Все цвета красок. Эмали
Все цвета красок. Эмали
Всем известно, что окна в том или ином жилом помещении являются важным элементом интерьера.
Через оконные проемы в квартиру попадает свет солнца, одновременно с освещением проникает в помещение необходимая для здоровья человека солнечная энергия. Окна украшают дом - конечно, при условии, что украшены сами. При ремонте старого помещения или оформлении нового неплохо вспомнить о таком нестандартном способе оформления окон, как внутренние ставни. Известный русский словарь трактует этот элемент следующим образом: "двустворчатый или одностворчатый деревянный затвор у окон". Это определение явно отстает от сегодняшней действительности. Во-первых, сегодня встречаются многостворчатые ставни, во-вторых, помимо дерева в их производстве успешно применяются металл и пластик, в-третьих, в современном доме ставни применяются не только на окнах, но и на дверях.
Несколько столетий назад в средневековой Европе окна закрывали ставни, которые на севере защищали от любителей легкой наживы, а на юге еще и от палящего полуденного солнца. Для того же, чтобы ставни даже в закрытом состоянии все же пропускали свет, их делали из горизонтальных реек - ламелей, вставленных в раму под наклоном, чтобы проникал только свет, а не любопытные взгляды соседей. Постепенно ставни перебрались внутрь дома, став частью интерьера.
Если у наружных ставен функция главным образом защитная, то внутренние давно рассматриваются дизайнерами как элемент декора в интерьере, но не только. Можно сказать, что ставни выполняют в доме несколько функций: декоративную, защитную, светорегулирующую, и, что актуально для российского климата, теплозащитную.
Ставни могут полностью преобразить не только пространство вокруг окна, но и все ваше жилище, придать ему неповторимый, оригинальный облик. Они удачно регулируют световой и тепловой климат жилища - конструкция ставней позволяет легко сдерживать жар солнца и зимний холод. Такое оформление окон поможет также избавиться от некрасивого вида за окнами. Кроме того ставни улучшают звукоизоляцию помещения, создают ощущение защищенности, позволяют снизить уровень шума, идущего с улицы, уединиться в своей комнате, спрятаться от посторонних взглядов.
Створки ставен могут быть сплошными дощатыми, с гладкими или ребристыми филенками, с жалюзеобразными решетками, как жесткими, так и регулируемыми. Последние очень удобны тем, что позволяют воздуху проникать внутрь комнаты, преграждая путь прямым солнечным лучам.
У многих ставни ассоциируются с деревенским домом, бытом: закрыты они - и в комнате уютная тишина и полумрак, распахнешь ставни - и в помещение повеет вечерней прохладой, запахом трав и реки. Поэтому, наверное, и дизайнеры особенно часто используют этот элемент в интерьерах кантри, или, как его еще называют на Западе, в рустикальном стиле. Часто (и весьма органично) ставни присутствуют в интерьерах средиземноморского стиля. Ведь в южных странах, находящихся в жарком климате, они дают спасительную прохладу от палящего солнца.
Ниже приводятся несколько конкретных примеров применения ставен, чтобы показать, какими они могут быть красивыми и необычными, как влияют на индивидуальность дома.
Раскладные ставни с поднимающимися жалюзи надежно защищают обитателей комнаты от посторонних взглядов. Зато солнце может свободно проникать в помещение, ведь ставни доходят лишь до середины окна. Если лучи будут не слишком желаемыми, на помощь придут легкие воздушные шторы на поворотном карнизе. Тонкий тюль в нежно-зеленую полоску создает романтическую, празднично-приподнятую атмосферу.
Двери-жалюзи (их еще называют американскими ставнями) - настоящее спасение жарким летним днем. Кроме того, с их помощью в комнате создается южное настроение. Плетеная мебель и шкаф для посуды в стиле кантри усиливают впечатление прелестного домика, находящегося где-нибудь на берегу теплого моря или среди пологих горных склонов, засаженных виноградниками.
Раскладные ставни-"гармошки" - изысканная, хоть и не вполне привычная замена занавескам. Наклон пластинок можно менять, соответственно меняя и угол падения проходящих сквозь них солнечных лучей, регулируя таким образом интенсивность освещения.
Ставни и штора одновременно. Такие ставенки можно сделать самостоятельно. С обратной стороны ткань степлером прикрепляется к рамкам, а сверху закрывается деревянными планочками. В магазинах можно купить петли, которые состоят из двух частей и позволяют снимать висящие на них окна или двери. Шурупами привинтите петли к дверцам, а сопряженные с ними детали с помощью дюбелей прикрепите к стене. Навесьте ставни на петли.
Бумажные ставни. Пергамент с текстом подложен под каркас и прибит гвоздями. А сам каркас покрыт черным лаком. Обе готовые ставни прикреплены к оконному проему. И вот вам своеобразная деталь, навевающая настроения лаконичного японского интерьера.
Солнечная сеточка. Несколько новых предметов мебели и элементов декора создали в гостиной радостную южную атмосферу. В солнечные дни тень от рисунка перекрещивающихся ламелей ставен сеточкой ложится на все помещение.
"Раскладушка" на окне. Закрывать оконный или дверной проем - привычная работа ставней. Непривычно, что створки состоят из нескольких подвижно закрепленных элементов. Складные ставни нежного голубовато-зеленого цвета, установленные с внутренней стороны к оконным рамам, состоят из 12 прямоугольных элементов размером 60х40 см, скрепленных между собой петлями. Как в странах Средиземноморья, ставни защищают обитателей дома от палящего солнца в особенно жаркие дни. В открытом виде складные пластинчатые ставни впускают в дом свет летнего дня, одновременно давая возможность любоваться чудесным видом из окна.
Советы от специалистов относительно ставен традиционные: подбирайте для своих окон такие, которые соотносятся с формой, размерами, пропорциями комнаты, ее интерьером и назначением, сочетались (а иногда и эффектно контрастировали) с отделкой стен, пола, обивкой и стилем мебели. В любом случае постарайтесь, чтобы они стали частью единого целого, а не случайным решением.
Эмалями называют суспензии пигментов или их смесей с наполнителями в лаках, образующие после высыхания непрозрачную твердую пленку с различной фактурой (глянцевые, матовые, "муаровые" и др.) и декоративностью. Эмали, как и обычные краски, предназначаются для получения верхних слоев покрытия, к которым предъявляются высокие и разнообразные требования по декоративности и стойкости к воздействию внешних факторов. Однако термины "краска" и "эмаль", хотя и достаточно близки, но не тождественны.
Иногда различие между красками и эмалями ошибочно сводят к блеску: эмали блестят, краски же - матовые. Такая упрощенная трактовка терминов встречается, к сожалению, даже и в специальной литературе по лакам и краскам. На самом же деле главное отличие заключается в физико-механических характеристиках поверхностных пленок (твердость, эластичность) и в их защитных свойствах. У пленок эмалей они значительно выше, чем у масляных и водно-дисперсионных красок. При этом, эмали, содержащие, как правило, большое количество пленкообразователя (синтетического лака) и малое количество наполнителя, обладают более повышенной декоративностью, чем собственно краски.
Ассортимент лаков, используемых для производства эмалей с заданными свойствами, учитывая их разнообразные сочетания, очень велик. Это могут быть, например, глифталевые, пентафталевые, полиуретановые, кремнийорганические и другие лаки.
Согласно отечественному ГОСТу, о том, на каком связующем изготовлена эмаль, говорит индекс из букв, рядом с названием. Буквами ГФ обозначаются эмали на глифталевых лаках, ПФ - на пентафталевых, НЦ - на основе нитрата целлюлозы, КО - на кремнийорганических лаках, УР - на основе полиуретанов (в частности, УРФ - на уретаналкидных смолах), МС - на меламино-стирольных смолах, АУ - на алкидно-уретановых смолах, ПЭ - на полиэфирных смолах. Далее следует цифровое обозначение. По первой цифре можно судить о назначении краски. Цифры 1 и 5 указывают, что краски пригодны для наружных и внутренних работ, цифра 2 - только для внутренних. В названии эмали обычно обозначен и ее цвет. Все цвета стандартизованы и должны соответствовать определенным эталонам.
Алкидные эмали. Все алкидные эмали наносят кистью или валиком, обычно в два слоя. Расход краски на 1 м2 поверхности (в один слой) составляет в среднем около 150 г. Расход изменяется в зависимости от цвета краски или эмали; для белил расход возрастает примерно до 200 г на 1 м2. Разбавителями для этих красок служат скипидар и уайт-спирит.
Алкидными эмалями светлых тонов, обычно белыми, часто пользуются для окраски переплетов окон, подоконников и дверей. В продаже также имеются и специальные эмали для окон. Они отличаются тем, что не стекают с вертикальных поверхностей. Выпускаются белого, кремового, голубого и салатового цветов. Красят такой эмалью кистью в 1-2 слоя. Ее расход на один слой - 130-150 г/м2, продолжительность высыхания каждого слоя 24 часа. Разбавителем также служит уайт-спирит.
При ремонте автомашин часто применяют меламино-алкидные эмали, которые образуют прочную, атмосферо- и бензиностойкую глянцевую пленку. При температуре 100-130 °С (в зависимости от сорта эмали они высыхают за 20-30 мин). Шлифование высохшей эмали обычно уменьшает ее блеск. Поэтому при ремонте применяют полирование только составами, содержащими воск. Меламино-алкидные эмали имеют хорошую адгезию к металлу, что позволяет иногда красить ими по не загрунтованной поверхности.
Более универсальными свойствами обладают эмали на основе кремнийорганических соединений. Например, они выдерживают повышенную температуру.
Кремнийорганические эмали представляют собой взвеси пигментов и наполнителей в кремнийорганическом лаке, в который добавлен растворитель. Эти эмали можно использовать для окраски практически любых поверхностей - они хорошо держатся на бетоне, штукатурке, металле, картоне, дереве, пластмассах, стекле и бумаге. Кремнийорганические эмали щелочестойкие, ими можно красить по свежей штукатурке и бетону; их можно применять и для наружных и для внутренних работ. Эмали хорошо выдерживают перепады температур, защищают металлические поверхности от коррозии (их рекомендуется использовать для окраски радиаторов отопления, труб и арматуры).
Поверхность под кремнийорганические эмали готовят так же, как под алкидные краски. В некоторых случаях можно обойтись без грунтования и наносить эмаль сразу после очистки поверхности. Кремнийорганические эмали отличаются хорошим блеском и чистотой тона.
В продажу поступают кремнийорганические эмали отечественного производства марок КО-168 (белого, желтого, красного, коричневого, синего, зеленого и черного цветов), КО-1112 (белого, желтого, голубого, коричневого, бирюзового и зеленого цветов) и КО-835А (в аэрозольной упаковке). Разбавляют эмали КО-168 и КО-1112 растворителем № 646 или скипидаром, наносят в два слоя кистью или распылителем. Каждый слой высыхает за 2 ч.
Часто эти эмали используются для ремонта поврежденных участков на поверхности металлоизделий, восстановлении сколотой эмали и пр. Время делает свое дело, и на лакокрасочном покрытии появляются сколы, вмятины, трещины, царапины, повреждается грунтовка и, что особенно опасно, обнажается металл. Всякое "ранение" металла ведет к его ржавлению, которое неизбежно будет захватывать все новые и новые участки. Подкраска требуется и тогда, когда предыдущее лакокрасочное покрытие просто состарилось, "потеряло вид".
Небольшие дефекты лакокрасочного покрытия, протяженностью менее 5 мм, закрасить "незаметно" довольно просто. Это лучше всего сделать с помощью распылителя, приняв меры предосторожности от загрязнения свежего покрытия пылью, приносимой ветром, и использовать для этой цели (из тех же соображений) быстросохнущие эмали, например нитроэмали.
Нитроэмали высыхают быстро даже при комнатной температуре, но они очень чувствительны к влаге, и, если относительная влажность воздуха более 70%, пленка краски при высыхании может покрыться белыми пятнами. Кроме того, они быстрее выцветают и растрескиваются. Их адгезия к металлу невысока, и поэтому перед окраской необходимо предварительное грунтование. Они "обратимы" - это означает, что наносить кистью повторно слой нитроэмали нельзя без риска растворить ранее нанесенный слой.
После высыхания нитроэмали образуют полуглянцевое покрытие, блеск которого может быть усилен до желаемой степени шлифованием и полированием. Ручное полирование и шлифование - операции весьма трудоемкие. При полировании пасту наносят на фланелевый лоскут и полируют возвратно-поступательными движениями до появления блеска. После этого протирают поверхность чистым лоскутом бязи или фланели. Для окончательной обработки на всю окрашенную поверхность с помощью тампона наносят полировочную воду, подсушивают до образования белого налета, а затем полируют чистой фланелью или бязью.
Удобнее, быстрее и легче полировать с помощью электродрели. Для этого на шпинделе дрели закрепляют деревянный диск диаметром 6-10 см, обкладывают его толстым слоем ваты, поверх которой плотно надевают чехол из цигейки (мехом наружу). Пасту наносят на окрашенную поверхность и полируют, следя за тем, чтобы поверхность не перегревалась.
По сравнению с эмалями других типов нитроэмали менее стойки, быстрее выцветают и растрескиваются. Некоторые из ремонтных эмалей выпускают в аэрозольных баллонах, в которые закладывают стальные шарики. Их назначение - помочь равномерно перемешать содержащиеся в баллоне эмаль и растворитель. Поэтому перед использованием необходимо встряхивать баллон до тех пор, пока не послышатся звуки ударов шариков о стенки баллона. Более того, встряхивание надо продолжать после этого еще минуты две и лишь потом приступить к окраске. Из предосторожности струю из баллона сначала направляют куда-либо в сторону, а уж потом, убедившись, что краска выходит равномерной струей, - на окрашиваемую поверхность.
В течение всего процесса окрашивания нужно не прекращать равномерного движения руки с баллоном, обращая внимание на то, чтобы он был на расстоянии 25-30 см от поверхности, а струя краски была к ней перпендикулярна. И еще: при любом перерыве в окраске необходимо немедленно продуть клапан баллона - иначе он забьется эмалью. Для этого баллон надо перевернуть и нажать пусковую кнопку: как только Вы увидите, что струя, выходящая из сопла, станет бесцветной, продувание следует прекратить.
В заключение отметим, что эмали можно использовать не только в строительстве и при окраске или ремонте металлоизделий, но и при изготовлении мебели. В этом случае могут быть рекомендованы алкидные, нитроцеллюлозные и кремнийорганические эмали, например НЦ-11, НЦ-259 и КО-174.
Основными производителями лакокрасочных материалов (в том числе и эмалей), применяющихся в нашей стране, являются фирмы TIKKURILA PAINS OY (Финляндия), BECKERS (Швеция), UCP Paint (Канада), "FLUGGER" (Дания) и др., а также отечественные производители.