Впереди планеты всей
Впереди планеты всей
Классика на приусадебном участке, несомненно, хороша, но порой ее средств недостаточно для того, чтобы выразить всю гамму человеческих чувств.
Авангардная стилистика давно уже не ограничивается дизайном «продвинутых» квартир и домов – она шагнула в сад еще в 1920-е годы, найдя воплощение в первых архитектурных или кубистских садах. Именно ей удалось преобразить территорию у дома до неузнаваемости. Только авангардный стиль способен дополнить природу невероятными красками, подарить ей исключительно выразительные скульптурные формы – одним словом, поговорить с обитателями дома и их гостями на языке высокого искусства.
Описывать авангардные сады довольно сложно – ни один из них не похож на другой. И композиционное пространство, и растения, и смысловая нагрузка предельно разнообразны. Собственно отсутствие штампов и есть главная примета авангардного сада, а все, что роднит сады подобного стиля, – это материалы, используемые в качестве декоративных элементов: металл, стекло, камень.
С несгибаемостью металла
Бесспорная примета современного сада – авангардная скульптура. В отличие от классической, она бывает не только из камня, но и из других материалов. Наиболее часто встречаются металлические скульптурные изображения: фигурки людей и животных, фонтаны с декоративными насадками из металла, а также некая абстрактная металлическая пластика, которой в каждом конкретном случае довольно сложно дать название: если не знать название такой группы, имя автора или концепцию, которой он придерживался, создавая свой металлический шедевр, то можно никогда не разгадать смысл такого украшения.
Еще одна чрезвычайно популярная форма использования металла в ландшафтном дизайне – габион. Габионы представляют собой объемную конструкцию (по сути, ящики) из металлической сетки двойного кручения. Рисунок плетения – чаще всего в виде шестиугольных сот. Их обычно заполняют галькой или камнями. Тему металла можно усилить, если в качестве наполнения габиона использовать ржавые старые строительные детали. Проволока металлических сеток защищена антикоррозийным покрытием, что делает всю конструкцию чрезвычайно прочной. Габионы многофункциональны: они могут стать фундаментом для легкого забора, выполнять роль подпорной стенки, садовой скамьи или лежанки, с их помощью можно укрепить береговую линию водоема. Со временем габионы зарастают травой и кустарником, что еще больше укрепляет сооружение. Габионы не нарушают режим фильтрации вод, способствуют естественному росту растительности, хорошо переносят зимой значительные ледовые нагрузки. Они практически незаменимы в саду и при этом все еще необычны, так что авангардность, как некое передовое свойство, присуще им в полной мере.
С искусством создания частного авангардного сада большая часть человечества сталкивается на выставках, например в Челси. Не так давно, в 2003 году, именно здесь в качестве модной нотки сада впервые прозвучала недооцененная ранее особенность металлической поверхности – ржавчина. Не то чтобы ржавчины никогда не было в садах – не было ее культа.
С легкой руки дизайнеров ржавые предметы – баки с водой, целые стены из металла, подвергшегося окислению, порыжевшие от времени арки и перголы и т. д. – стали не просто частью сада, а его акцентами. Чтобы подчеркнуть намеренное присутствие ржавчины в саду, рядом с заржавленными конструкциями сажают оранжевые или, наоборот, контрастной окраски цветы. Под воздействием коррозии металл со временем делается хрупким, как растение, - в этом заключается еще одно, несколько философское значение использования необработанных железных конструкций в саду.
Стеклянные цветы
Стекло за счет своих необычных свойств способно преобразить как интерьер, так и сад. В руках ландшафтных дизайнеров авангардистского толка оно становится настоящей волшебной палочкой. Примером такого радикального преображения могут стать оранжереи, украшенные стеклянными изделиями абстрактной формы – их расставляют среди растений, и это совершенно не опасно, поскольку в оранжереях люди ходят только по тропинкам. И вот тут-то и возникает чудо: рядом со стеклянными украшениями обычные (хоть и экзотические, но все же земные!) растения принимают совершенно космический облик…
В саду дизайнеры обращаются со стеклом очень осторожно, хотя и не отрицают тот факт, что растения и стеклянные элементы становятся все больше «нужны» друг другу для воплощения парадоксов современных садовых концепций.
Холодное стекло, словно пирсинг, подчеркивает хрупкость и изменчивость жизни, соседство же растений оттеняет некоторую жесткость предметов, созданных из стекла.
Стеклянные цветы – частые спутники растений в авангардных садах. Их можно использовать и при классическом варианте оформления приусадебной территории, если, конечно, изделие стеклодува имеет не слишком «странный» вид. Скажем, вполне уместными будут стеклянные пирамиды в пейзажном саду, где-нибудь на клумбе с высокими травами. Выбирают, как правило, цветное стекло (прозрачное и, соответственно, незаметное стекло может стать причиной серьезной травмы, при этом стеклянный цветок тоже будет разрушен), чаще всего оправляют его кованым металлом – это и гарантия защиты хрупкого изделия от случайных «аварий», и дополнительный декоративный элемент. Хороший эффект дает также поднятие стекла на высоту выше роста человека – скажем, использование стеклянных шаров на длинных ножках-подставках.
Особенно подходящим стекло становится там, где мало места и есть насущная необходимость визуально расширить пространство, а также в тех уголках сада, где довольно темно, рост настоящих, живых растений затруднен и для создания сколько-нибудь интересной композиции нужны именно декоративные элементы.
Способность стекла, и особенно зеркал как одной из разновидности стекла, отражать свет и предметы в этом случае совершенно незаменима: стеклянные объекты сообщают игру света и тени затемненным зонам сада.
Идеально сочетание стекла и воды. Это может быть стеклянное русло для водопада, небольшой садовый бассейн из стекла, имитация замерзшей воды (подобное особенно актуально зимой, когда стеклянный экран как бы прикрывает то место, где летом был каскад; эффектно эта обманка смотрится при использовании подсветки), плавучие стеклянные светильники или даже обычный, но более крупный, с учетом пропорций сада, аквариум. В наших широтах аквариум осенью лучше занести в дом, а вот жители теплых краев смогут любоваться рыбками в саду даже зимой.
Интересны полупрозрачные мостики из стекла: через них можно наблюдать за током воды. Правда, стекло в этом случае должно быть очень прочным, а мостики небольшими.
Камень природный и искусственный
Каменные объекты – авангардная скульптура или же композиции из необработанного камня – более чем уместны в авангардном саду. Это давно уже подмечено скульпторами. Именно этим можно объяснить огромное число самых разнообразных изделий из камня в ассортименте компаний, торгующих садовой скульптурой, и теперь уже ничто не сможет скомпрометировать идею продвинутого сада: ни фонтан (фонтанов абстрактного формата сейчас, пожалуй, даже больше, чем классических), ни садовая скамья, ни даже уголок для приема пищи в саду – все это можно найти в «уголках авангарда» на торговых площадках.
Удивительные возможности дарит авангарду искусственный камень. Бесконечное число решений обеспечивается за счет его малого удельного веса и огромного выбора цветов и фактуры.
Растения… в арьергарде
Вопреки названию, новым изыскам селекционеров, которых каждый год на одних только английских выставках появляется больше сотни, совершенно не обязательно расти в садах авангардного толка. Растения здесь чаще всего бывают самыми обычными, характерными, например, для садов естественного стиля. Акцент на растительность в таких случаях делается редко, и более того, истории известны авангардные сады, вовсе лишенные представителей царства Флоры. Но это крайний вариант. Обычно подбираются растения природного звучания – неяркие и неброские, но способные служить хорошим фоном для скульптуры, малых архитектурных форм, фонтанов и водотоков. Хотя, конечно же, бывают и исключения.
Авангардисты и сами могут сделать модным то или иное растение – после того, как оно «прозвучит» в каком-нибудь сверхконцептуальном саду, всем может показаться, что именно его и не хватает на клумбе у дома…
Для авангардистов не столь важно, что они высаживают, сколько то, каким образом они это делают. Например, если все сажают растения в землю, осваивая квадратные метры пространства, то авангардисты способны озеленить все прочие поверхности, например применив в своем саду изобретение Патрика Бланка «Вертикальные сады». Это особая легкая конструкция (квадратный метр «Вертикального сада», включая уже взрослые растения, тянет менее чем на 30 кг). В основе вертикальных садов лежит металлическая рама, закрепляемая на стене. К ней прикручивается каркас из пластика, в свою очередь удерживающий тонкие высокопористые полиамидные пластины, формирующие нечто вроде войлока. В этом-то материале и пускают свои корни растения. Высеивая до 30 разных растений на каждый квадратный метр композиции, можно создавать удивительно рельефные вертикальные ландшафты. Эффект – ничуть не менее удивительный, чем от применения невиданных «цветочков аленьких».
Отсутствие ярких и броских растений в авангардных садах часто компенсируют созданием цветовых пятен того или иного толка. Это может быть необычайно яркое мощение, стела, забор или часть стены, окрашенные красками, различные художественные инсталляции и т. д.
Авангардный стиль часто считают больше подходящим для публичных садов и парков. Это не так. Главное, чтобы в авангардном саду прослеживалась концепция, а соотношение авангардных мотивов и натурального стиля было представлено в пропорциях, обуславливающих гармоничную картину для приватной территории.
Татьяна ЗЕЛЕНОВА