Работаем над ошибками
Работаем над ошибками
Обычно разногласия между заказчиком и ландшафтными дизайнерами выявляются до начала полевых работ. Значительно реже "разрыв дипломатических отношений" происходит, когда некоторые из запланированных мероприятий уже проведены. Поводом для расторжения договора становится немотивированное увеличение сметы, неудовлетворительные результаты первого этапа благоустройства либо нарушение исполнителем ряда гарантийных обязательств. Так или иначе, очередной "бригаде" приглашенных профессионалов можно посочувствовать. Первоначальную, не всегда удачную концепцию оформления участка придется корректировать, принимая во внимание результаты проведенных ранее "маневров".
Работающим в тандеме ландшафтным дизайнерам "достался" именно такой, частично обустроенный участок, расположенный на северо-западе Подмосковья. Площадь усадьбы составляет около 30 соток, но возвышающиеся за забором соседские "замки" хорошо просматриваются с любой точки территории, визуально уменьшая пространство и препятствуя полноценному отдыху. "Холодную" часть прямоугольного, вытянутого с севера на юг надела занимают большой трехуровневый дом и вместительный гараж. Высокие строения, затеняя преимущественно парковочную площадку и надежно защищая примыкающую с юга территорию от потоков холодного воздуха, способствуют формированию в усадебном саду благоприятного микроклимата. Почти напротив широкого парадного крыльца построена летняя кухня. Западная стена помещения глухая, с севера и юга узкие окна выполнены из стеклоблоков. Расположенные к востоку высокие строения не препятствуют инсоляции и обзору сада, в то же время защищая помещение от ветра.
Капитальные строения, образующие архитектурный ансамбль, сгруппированы на верхней террасе, что подчеркивает главенство построек в ландшафте. Кроме того, подобное расположение массивных зданий упрощает разделение территории на функциональные зоны и освобождает значительную площадь для насаждений. Перепад уровней между придомовой территорией и основной частью сада составляет около метра. Подпорная стенка, лестницы и пандус удачно вписаны в ландшафт и являются связующим звеном между зоной застройки и "зеленой" частью усадьбы.
К тому моменту, когда владельцы участка решили поручить работу тандему специалистов, на территории "нижнего" сада уже были устроены системы дренажа и освещения, линия водонапорных колонок, дорожная сеть, небольшая беседка с восьмигранной крышей и забетонированный котлован для устройства пруда. Также "в наследство" ландшафтным дизайнерам достался "первый эшелон" озеленения: на периферии надела росло несколько деревьев-крупномеров. К тому же специалистам пришлось маневрировать между линиями подземных коммуникаций на изначально заданных мощением участках земли. Несколько особенно неудачно расположенных деревьев решили пересадить. В первую очередь новыми видами "усилили" полосу древесно-кустарниковых насаждений вдоль границы сада. Из липы, рябины, дуба красного, кленов (серебристого, Роял Ред, Друммон-ди), боярышника и лещины сформировали живописную многоярусную ширму. В качестве подбивки, уравновешивающей крупные высокоштамбовые растения с объемными кронами, используются приземистые кустарники и компактные древесные виды. Низкорослые растения стали эффектной "группой поддержки" для крупных хвойных пород, высаженных вблизи водоема. Если видовые формы сосны (кедровая, обыкновенная), пихты одноцветной, ели (обыкновенная, сербская) стали вертикальными акцентами ландшафта, то раскидистые кусты барбариса, горные сосны, можжевельники, компактные туи, дерен, вей-гела, дейция, стефанандра и другие растения образовали своеобразный "подлесок".
Почти вплотную к западной границе приватной зоны устроена спортплощадка. Ее основа – устойчивый к вытаптыванию газон. На том же прямоугольном участке, ограниченном прогулочной дорожкой, хозяйка решила разбить небольшой огород. Оригинальные круглые грядки окаймлены невысоким пластиковым бордюром, стилизованным под деревянный заборчик. Композиция из пяти одинаковых модулей позволяет осуществлять севооборот, ежегодно "передислоцируя" однолетние зеленные культуры, кабачки и т.д. Утилитарные посадки органично включены и в древесные насаждения. Яблони, вишни, груши, смородина, крыжовник и жимолость съедобная образуют древесно-кустарниковую группу неподалеку от беседки, украшая пейзаж весной нежной листвой и пышным цветением, а ближе к осени – россыпью разноцветных ягод и крупными, сочными плодами.
Большой розарий, протянувшийся вдоль подпорной стены, превратился в "пограничную полосу" между застроенной частью усадьбы и прогулочной зоной. Словно парящие над землей "букеты" штамбовых роз, роскошные "охапки" чайно-гибридных и полиантовых сортов... Особенно живописна Глория Дей: крупные махровые цветки с нежным ароматом, золотисто-желтая окраска лепестков к краям сменяется бледно-розовой. Владелица усадьбы самостоятельно выбирала растения для розария, благо удачное расположение позволяет культивировать даже достаточно капризные, теплолюбивые формы. С июня до сентября цветение одних сортов постоянно сменяется другими, поэтому неторопливые прогулки по розарию, скорее всего, станут доброй традицией для обитателей усадьбы и их гостей. Ведущие в сад лестницы соединили пошаговой тропинкой, чтобы совершать привычный моцион не только в солнечную, но и в дождливую погоду, а также в первой половине дня, когда на траве еще блестят капли утренней росы. Благодаря комбинации роз с древесными и травянистыми растениями, а также сплошному задернению свободных плоскостей, перепад уровней живописен не только во время массового цветения "королевы клумбы". Строгие силуэты можжевельников Скай Рокет, четко выделяясь на светлом фоне стен, задают композиции размеренность. Можжевельники с приземистыми и раскидистыми кронами, компактные спиреи, рододендроны и крупнолистные функии сглаживают регулярность планировки. Кусты сортовой сирени придают необходимый объем и логическую завершенность участку перед фасадом с эркером.
Территория вокруг пруда стала композиционной доминантой "нижнего" сада. Несмотря на удаленность зоны тихого отдыха от дома, въезда и соседских владений, садовый павильон не располагал к приятному времяпрепровождению. Психологический дискомфорт создавали открытое местоположение беседки, а также неестественно ровный рельеф и строгие линии садовых дорожек, диссонирующих с пейзажными очертаниями водоема. За счет посадки крупномерных растений отчасти удалось визуально отгородить надел от возвышающихся за забором построек, тем не менее окружающее пространство нуждалось в детальной проработке. Геопластику проводили очень аккуратно. В итоге земляные работы затронули лишь участок рядом с беседкой, где появилось небольшое возвышение. Альпинарий, удачно вписанный в поворот мощеной дорожки, плавно "перетекает" в прибрежную зону пруда и частично обрамляет беседку. Высота горки составляет немногим более метра, но протяженная и объемная композиция придала естественность планировке и отчасти изолировала павильон от открытых плоскостей усадьбы. Благодаря разновозрастным крупномерам беседка уже не является вертикальной доминантой "нижнего" сада. Через некоторое время легкое сооружение будет скрыто со стороны дома пологом ветвей быстро растущей ивы.
Остальные древесные культуры, высаженные на альпийской горке среди травянистых растений, довольно компактны и не отличаются быстрым ростом. Вечнозеленые насаждения представлены можжевельниками, низкорослыми соснами, карликовыми пихтами и елями, листопадные виды – спиреями, кизильником горизонтальным, сортовой лапчаткой с нежно-розовыми цветами и барбарисом Роуз Глоу. Наряд последнего особенно примечателен: листва варьируется от интенсивно-розовой до свекольной и красно-коричневой, на доминирующем фоне хорошо видны кремово-белые "брызги". Розово-пурпурную палитру дополняют "коврики" аюги, скромные соцветия некоторых очитков, яркие розетки гейхеры. Теплые тона "охлаждают" флора с традиционной окраской листвы, голубовато-сизые кочки овсяницы, бело-зеленый фалярис, а также светлое мощение и гравийная отсыпка. Ближе к водоему цветовая гамма растительности меняется незначительно, однако о соседстве с "мокрым местом" свидетельствуют влаголюбивые виды (функия, ирис, лилейник). Водные культуры представлены нимфеей и плавающим гиацинтом; первая зимует в пруду, второго осенью переселяют в теплое помещение.
Глубина пруда достигает 1,2 м, миниатюрный каскад обеспечивает круговорот насыщенной кислородом воды, что позволило заселить "водное царство" декоративными карпами. За резвящимися в водоеме рыбками удобно наблюдать с моста: хорошо заметные на мелководье, золотистые карпы лишь в случае опасности скрываются под листьями плавающих растений. Шелест канареечника, тихий плеск источника, "вальсирующие" над цветами бабочки... Динамичность флоры и фауны противопоставлена незыблемости камней, которыми оформлены склоны альпийской горки, берега пруда и некоторые миксбордеры. Отсыпка из мелких камешков подчеркивает конфигурацию плотных древесно-травянистых композиций и декорирует свободные от растений участки грунта. Бордюрная лента, лишь в некоторых местах еще не скрытая "наплывами" почвопокровных, отделяет газон от насаждений другого типа.
По сравнению с полностью озелененной территорией "нижнего" сада, парадная зона перед главным крыльцом выглядит достаточно скромно. Изначально под мощение отвели довольно большую площадь, поэтому для устройства "верхнего" сада осталось лишь пространство между основной постройкой и летней кухней. Асимметричность диагональной дорожки подчеркивают выразительные группы из эффектных древесных и травянистых растений. Аккуратные шарики туй, длинный иглы сосен, бонсай из лиственницы, роскошный экземпляр вечнозеленого рододендрона, ароматная лаванда... Вероятно, в следующем году на широком крыльце и на балконе появятся вазоны с разноцветными летниками. Еще один вариант летнего декора: большие контейнеры можно заполнить неприхотливыми почвопокровными культурами или увить часть фасада древовидными лианами.
Источник:
Современный дом