Как самому сделать солнечный вегетарий - теплицу термос
Как самому сделать солнечный вегетарий - теплицу термос
Наверное, трудно найти дачника, у которого на участке не было бы теплицы или парника. Конструкций существует множество. Арочные и шатровые, одно– и двухскатные; пленочные, стеклянные, поликарбонатные; временные; передвижные, плоские, углубленные, с экраном или подвижным куполом, пристенные и даже... подземные. Словом, сколько хозяев, столько и вариантов.
Сегодня я хочу рассказать лишь о двух из них. Архитектурно они различаются принципиально, но тем не менее очень похожи по своим свойствам.
С южным уклоном
Еще Тимирязев писал, что предел плодородия определяется не количеством удобрений или влаги, а световой энергией. Так вот: вегетарий — это не просто теплица, а образец гелиотехнологии, новейшей технологии использования энергии солнца.
Мало того, что культуры начинают плодоносить здесь чуть ли не на месяц раньше, так еще и урожай в 3 — 10 раз выше, чем в обычных теплицах. По вкусу плоды ничем не отличаются от своих «собратьев» с открытых грядок. Использовать же «солнечный парник» можно (и нужно!) круглый год.
В вегетарии солнца, влаги и тепла в достатке. Выращивать же в нем можно не только привычные овощи, но и ягоды, плодовые саженцы, лекарственные травы и даже экзотические цитрусовые. Когда за окнами минус 10, в вегетарии неизменно плюс. Впечатляет?
Идее создания такой теплицы более 60 лет. Принадлежит она украинцу Александру Иванову, школьному учителю физики, решившему приручить солнце. Свое изобретение он назвал «домиком солнечной вегетации». С небольшой теплички, конструкции площадью чуть более 16 кв. м, он собирал до 200 кг лимонов. Росли в вегетарии мандарины, ананасы. А огурцов и помидоров получал с каждого квадратного метра по 40 — 45 кг. И это при минимальных затратах на тепло. Используя солнечную теплицу с февраля по ноябрь, Иванов вообще ее не отапливал.
В конце прошлого века другой Александр (и тоже украинец), но уже Иванько, описал опыт создания своего солнечного вегетария, взяв за основу отдельные идеи школьного учителя. Александр Александрович хотел решить три самые главные проблемы, которых никак не удается избежать при строительстве привычной теплицы. Первая: чтобы в нее проникало как можно больше солнечной энергии, а не 20 — 30 процентов, как обычно. Вторая: максимально сберечь тепло, чтобы снизить резкий перепад дневных и ночных температур. И, наконец, третья: сохранить в теплице весь накопившийся углекислый газ, а также всю влагу, которые уносят постоянные проветривания. И тогда сама собой отпадет надобность в постоянных поливах и подкормках.
У Иванько это получилось. Он заставил солнечные лучи не скользить, отражаясь от крыши, а падать перпендикулярно, отдавая всю свою энергию земле и растениям. Для этого он, приподняв одну из сторон (северную), получил уклон в 15 — 20 градусов к югу.
Крыша у вегетария плоская, стеклянная (но лучше — поликарбонатная), без изломов идет параллельно уклону. Это позволило увеличить поступление дневной энергии солнца летом в 4 — 5 раз, а зимой, утром и вечером — в 18 — 21. И чем ниже солнце, тем сильнее эффект.
Лучи солнца, попадая внутрь, не только освещают растения, но и нагревают их, а также почву, дорожки, заднюю стенку конструкции. Чем не готовый аккумулятор солнечной энергии? Днем тепло накапливается, а вечером и ночью отдается.
Задняя (северная) стена вегетария — капитальная: непрозрачная и утепленная. Можно также воспользоваться уже готовой стеной дома или сарая. Конечно, в идеале ее надо бы побелить или оклеить зеркальной пленкой (фольгой). Если никакого строения нет, то придется специально возводить утепленную стенку высотой не менее 2,5 м из кирпича или шифера. Не забыв покрасить и ее в белый цвет.
В вегетарии под плодородным слоем почвы на глубине 30 — 35 см через каждые полметра проложены вдоль тонкостенные трубы. Можно использовать и полуволны шифера, соединив их шалашиком. Нижние концы труб выведены на поверхность грунта вегетария — для воздухозабора, а верхние соединены в один поперечный коллектор. От него идет на крышу труба, в которой установлен электровентилятор.
При его включении теплый воздух теплицы через воздухозабор проходит по трубам, нагревая почву. Затем, уже охлажденный, возвращается в вегетарий, снижая в нем температуру воздуха. Таким образом, без какого–либо отопления даже зимой при 10 — 12–градусном морозе в вегетарии от плюс 12 (ночью) и до плюс 18 градусов (днем). И никакие печи не нужны. Можно поставить «буржуйку». И то, если в теплице растут теплолюбивые растения. Зелень же зимой можно выращивать без подогрева, а цитрусовым вообще в это время необходим покой. Летом все тот же вентилятор будет спасать землю от перегрева, выгоняя жаркий воздух уже из теплицы.
Жаль, что пока еще идеи Иванова и Иванько не нашли широкого применения у нас в стране. Кто–то возразит, что, мол, климат иной. Принято считать, что в Украине теплее, чем в Беларуси. Но намного ли? В прошлом и позапрошлом годах летние среднемесячные температуры Киева и Гомеля (самого теплого белорусского города) отличались лишь на несколько десятых градуса. И, как отмечают специалисты, в ближайшие пять–десять лет ожидается дальнейшее потепление климата.
К тому же если в обычной теплице растениями усваивается лишь 5 — 6 процентов солнечной энергии, то в вегетарии (благодаря конструкции) — до 30. Отсюда и высокие урожаи.
Копайте глубже!
Минчанин Олег Пушкаренко выбрал для себя иной вариант теплицы. Под Радошковичами у него гектар земли. Вот где действительно простор для идей! Строить так строить, решил Олег Витальевич и взялся за возведение теплицы–«термоса» на 600 кв. м.
Чтобы максимально сохранить тепло, он решил ее не возводить вверх (ближе к солнцу), а... закопать поглубже в землю. Нечто подобное он видел (специально ездил опыт перенимать) у киевлянина Анатолия Патия, который в теплице–«термосе» выращивает бананы, лимоны и прочую экзотику. Предварительно сняв плодородный слой почвы, минчанин вырыл котлован глубиной ниже уровня промерзания грунта. Боковые стенки сделал из бетона, утеплил, а чтобы увеличить их отражающую способность, оклеил фольгой. Олег Витальевич преследовал те же цели, что и Иванько: накопить, максимально сохранив тепло, влагу, углекислый газ.
Длина подземной теплицы может быть любой, а ширина — не более пяти метров. Иначе эффект светоотражения и соответственно обогрев будут слабее.
В «термосе» можно выращивать любые культуры: фрукты, ягоды, овощи, цветы. Ведь когда на улице минус тридцать, в теплице минимум плюс 3 градуса тепла. И это без отопления. К тому же тепло распределяется равномерно по всему объему теплицы.
Кроме этого, в «термосе» безо всяких дополнительных источников света освещенность в 1,8 раза выше, чем на улице даже в пасмурный день. В результате урожайность повышается в 2 — 3 раза. У подземной теплицы к тому же и очень высокий коэффициент теплоизоляции.
На поверхности земли только стеклянная двухскатная крыша. Основной секрет подземной теплицы — в ее конструкции и расположении. Заглубленность, сплошная теплоизоляция стен плюс прозрачность крыши позволяют максимально долго удерживать в ней тепло. Поэтому ночью такая теплица остывает медленно, а разница между ночной и дневной температурой не превышает 5 — 7 градусов.
Сейчас Олег Витальевич думает, как бы соединить воедино солнечную теплицу–вегетарий и «термос», органично вписав в новое творение бассейн, улей и установку по получению биогаза из... навоза.
А может, и правда: новое — это хорошо забытое старое? Ведь еще до революции в России выращивали в теплицах около 80 сортов ананасов. И не просто выращивали, а экспортировали в Европу — по три тысячи пудов в год!
Компетентное мнение
Михаил Коваленко, начальник цеха защищенного грунта Минской овощной фабрики:
— Сооружение солнечной теплицы просто и гениально одновременно. Ведь многие огородники даже грядки делают под углом, чтобы растения прогревались лучше. Приподняв же северную стену теплицы, мы тем самым создаем уклон в южную сторону. И соответственно увеличиваем количество поступающих внутрь сооружения света и тепла. Для частников вегетарий — поистине идеальное решение «тепличных» вопросов. Да и использовать его можно практически круглый год.
Зоя Козловская, доктор сельскохозяйственных наук, заведующая отделом селекции плодовых культур Института плодоводства:
— Принцип создания теплицы–«термоса» для Беларуси не нов. В Горецкой сельскохозяйственной академии есть оранжерея, построенная в 30–х годах прошлого века. Правда, заглублена она лишь наполовину (на 1,5 м) в землю. В ней прекрасно растут тропические и субтропические растения.
Автор публикации: Наталья ТЫШКЕВИЧ