Очарование сада зеркало души хозяина
Очарование сада зеркало души хозяина
Вспомним плюшкинский сад из "Мёртвых душ" или "Оду русскому огороду" Астафьева. Обращение к опыту древних неслучайно. Собственно весь нынешний ландшафтный дизайн выпестован садами древних от античности до наших дней.
Однако не обязательно слепо следовать древним, да и не каждому это по карману. Достаточно немного фантазии и любви к своему клочку земли, который, как у японцев, вполне может уместиться и в рюкзаке. Так что античный парк, итальянский или Версаль на вашем приусадебном участке – не такая уж и несбыточная мечта.
Главное, не лечь смертью храбрых на пути к совершенству, у которого, как известно, нет предела. Сад должен доставлять удовольствие. Вот и всё. А остальное – не так уж и важно!
Дворец и сады Шёнбрунн
Неповторимый, роскошный, блистательный... Как только его не величают?! Поместье Габсбургов с 1560 года современным своим названием обязано императору Матье, во время отдыха назвавшего его schon Brunnen – "прекрасный источник". Супруга Фердинанда II, Элеонора Гонзага, в XV веке первой повелела построить летнюю резиденцию королевского двора.
А всё началось с того, что император Леопольд I в честь победы над турками поручил Иогану Берхарду Фишеру фон Эрлах подготовить проект дворца более красивого, чем Версаль. Империя, понимаешь, это вам не фунт изюму. Всё должно соответствовать!
За основу были взяты дворцы Палладио. Архитектор представил свой шедевр, но цена вопроса оказалась столь велика, что двор попросил ваятеля поумерить аппетиты.
Пожелания заказчика сводились к следующему: Шёнбрунн должен был сохранить характер дома и в то же время пускать пыль в глаза, то есть быть чем-то средним между представительным дворцом и жилищем. Разработка парка была поручена Яну Трее, который принялся за дело, руководствуясь вкусами французского барокко.
Далее свою лепту внесла и Мария Тереза, которая доверила Николаусу Ядо и Адриану ван Штекхофен перепланировать сады и построить Глориетте, здание с колонами, с террасы которого можно любоваться панорамой Вены.
Ну а для того, чтобы император мог себя чувствовать вольготно, в Шёнбрунне заодно соорудили фонтан Нептуна и пару римских зданий на месте каких-то живописных развалин с красивыми классическими статуями.
Франсиско Стефано ди Лорена основал здесь в 1752 году первый в мире зоологический сад с "Frustuckspavillon" (Беседка для первого завтрака) вокруг которой были установлены клетки с животными. Таким образом, Вена утёрла нос Парижу, а мир обрёл ещё один шедевр садово-паркого зодчества!
Английский сад
Он неуловим так же, как неуловимы призрачные грёзы и неясные сны о чём-то далёком и грустном, дышащем прохладой и свежестью, то переливающимся нежной зеленью луговых туманов, то вспыхивающим солнечным орнаментом пёстрого восточного ковра.
Многократно копируемый и тиражируемый садоводами всего мира, английский сад неизменно ускользает из сетей имитаторов, оставляя им лишь целлулоидную копию живой природы, и только самым искренним и преданным своим поклонникам порой приоткрывает завесу над тайной своего неувядающего очарования.
Огромный парк, окружающий старинный замок. Крохотный палисадник перед приземистым деревенским домиком. Аккуратный газон в обрамлении искусно подобранного цветочного бордюра перед домом приходского священника.
Причудливо подстриженные кусты самшита, выстроившиеся вдоль крокетной площадки в богатой усадьбе. Безупречно подобранный для долгого непрерывного цветения, изысканный и романтичный "белый" сад. Или одинокое деревце и пара чахлых кустиков посреди мусорных бачков, сушки для белья и старых бочек и корзин, сваленных в углу незамысловатого дворика. Всё это без тени колебания сам англичанин назовёт садом. Своим садом. И он имеет на это весьма веские основания.
Игорь Михайлов